Похвальное слово Пресвятой Богородице' Феофана Никейского (70-е гг. XIV в.) - одно из тех редких даже для Палеологовской Византии произведений, в которых автору удается подняться до высот полномасштабного православного богословского синтеза. Впервые в мировой науке в настоящей монографии читателю предлагается комплексное исследование текстологии памятника (предложено свыше 150 исправлений к изданию Jugie), эволюции христологических воззрений автора (ключевых для понимания его мариологии) и идейно-мировоззренческого содержания источника. В ранней христологии Феофан исходил из идей Иоанна Филопона и александрийской школы толкователей Аристотеля о частном естестве. В 'Похвальном слове' он возвращается к халкидонской христологии и сакраментологии св. Максима Исповедника. В мариологии Феофан следует предшествующей литургической (Успение) и святоотеческой (Герман Константинопольский, Григорий Палама, Филофей Коккин) традиции, в то же время обогащая ее новыми учениями (о мариологической перихорезе Спасителя и Его Матери по естеству и воле и др.), а также подробнее, чем кто-либо до него, раскрывая идею об универсальном посредничестве Пресвятой Девы Марии между Христом и Его Церковью.