Уроженец Бергамо, кальвинистский алхимик и врач Гульельмо Гратароло (1516-1568), проживающий в Базеле, начиная с 1552 и до самой своей смерти, был известен своей многократной редакционной и издательской деятельностью в области алхимии, а также, средневековой философии. Именно ему мы обязаны первым (и единственным) изданием "Consideratione quintæ essentiæ" Джохэйннса де Рюпессисса, переизданным в 1597 году. В то время, когда Гратароло редактировал этот главный трактат средневековой алхимии, в Базеле, вышел его обширнейший сборник озаглавленный "Verae Alchemiae Artisque metallicae, citra aenigmata, doctrina, certusque", который вплоть до 1572 содержал наибольшее количество трактатов по алхимии на Европейском рынке книги. Труд, который содержал не менее 53 трактатов, представлял по всей видимости продолжение редакционного проекта предшественника Гратароло, печатника-книготорговца Нюрнберга (1496-1550), который уже пытался двадцатью годами раньше объединять материалы обширной алхимической компиляции. Фактически, в "Verae Alchemiae", опубликованном Генрихом Петри и Пьетро Перна, Гратароло возобновил почти целиком всю сущность первого сборника, опубликованного Петри в сборнике "Alchemia" в 1541 году, опустив только "Изумрудную Скрижаль" и комментарий к ней Гортулануса, уже переизданную в предыдущий год у Пьетро Перна в сборнике, главным образом приписанном (и напрасно) Жану де Гарланду. Это возобновление занимало уже около три пятых из тома I Verae Alchemiae (I, стр. 112-242).
Из чего же состояли первые два пятые сборника? Если не говорить о дарственных надписях, прологах и других маериалах из "Chemeia, vel Alchymia Nomenclator de Robert Constantin" (1555), Гратароло добавил, уже при смерти, во главу своего сборника анонимный алхимический диалог, озаглавленный "Chrysorrhoas sive arte Chymica", и уже появившийся в Кельне в 1559, который уличал самого Парацельса (1493/94-1541) эксперта-алхимика в превращении металлов, то есть, в деятельности, которую сам Парацельс категорично и возмущенно осуждал. Долго полагали, что этот диалог был произведением самого Гратароло. Однако, очень трудно серьезно поддержать это утверждение, так как в этом случае Гратароло оказался бы полным решимости противником Парацельса. Гуидо Хюттнер подкрепил эту версию отважной гипотезой, которая испытывает нехватку в крепких обоснованиях, к тому же он, полностью игнорировал существование издания 1559 "Chrysorrhoas". В итоге, ничто не позволяет действительно поднимать вопрос об анонимности этого любопытного диалога…
Комментарий: Черно-белая цифровая копия с оригинала в формате JPG. Общий размер файлов около 1Mb. Поставляется на 1 лазерном диске или отправляется через Интернет.